Метод Томатиса® – аудио-вокальные тренировки является разновидностью сенсорной стимуляции.

Автор метода Альфред Томатис -всемирно известный отоларинголог и изобретатель. Его нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи известны как метод Томатиса или Аудио-Психо-Фонология. Задача метода состоит в том, чтобы обучить уши слышать и воспринимать те звуки, которые не воспринимались раньше. Звук передается на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости, стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Напряжение барабанной перепонки и цепи слуховых косточек обеспечивается двумя мышцами: тимпанальной (барабанной), натягивающей барабанную перепонку и прикрепленной к рукоятке молоточка и стапедиальной (стременной), прикрепленной к головке стремечка. Они поддерживают тонус барабанной перепонки и обеспечивают аккомодацию проводящего звуки аппарата к раздражителям разной интенсивности и частоты.

Fallback or ‘alternate’ content goes here. This content will only be visible if the SWF fails to load.

Сокращение мышц происходят также при действии нового акустического раздражителя, при собственной речевой деятельности. Это свидетельствует о том, что мышцы среднего уха участвуют в ориентировочной реакции и реакции обратной связи от речевой системы к слуховому входу. Стимуляция сокращения этих мышц достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука).

В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и полукружные каналы среднего уха. Преддверие и полукружные каналы относятся к периферическому отделу вестибулярного анализатора. По нервным волокнам вестибулярного нерва и улитки импульсы поступают в центральную нервную систему, вызывая ответные рефлекторные реакции.

Афферентный путь представляет собой несколько последовательных уровней:

  • спиральный ганглий улитки
  • кохлеарные ядра продолговатого мозга
  • верхняя олива продолговатого мозга
  • нижние бугры четверохолмия среднего мозга
  • медиальные коленчатые тела таламуса
  • слуховые поля височной коры мозга

Однако, кроме классического пути, были обнаружены дополнительные афферентные слуховые пути, связанные с ретикулярной формацией ствола, мозжечком, ассоциативными ядрами таламуса и корковыми полями, окружающими центральное слуховое поле.

Ретикулярная формация и лимбическая система являются структурами энергетического блока мозга.

Сама ретикулярная формация не является энергопродуцирующей системой, а черпает активационный потенциал из двух источников – из обменных процессов организма, лежащих в основе гомеостаза, и из поступающих в организм сенсорных раздражений из внешнего мира.

В методе Томатис® ребенок через наушники прослушивает определенные наборы звуков. Главным образом это специально обработанная музыка Моцарта, григорианские песнопения, вальсы. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Таким образом, происходит сокращение мышц уха и постоянная стимуляция коры головного мозга за счет ориентировочного рефлекса. Комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя – сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Его биологический смысл – создание условий для лучшего восприятия раздражителя.

Выделяют три диапазона частот, воспринимаемых ухом человека: низкая область приблизительно до 1000 Гц связана с равновесием, двигательными и вегетативными функциями; средняя область приблизительно 1000Гц-3000Гц связана с речью, языками и коммуникацией, так как этот диапазон в основном представлен в голосе; область высоких тонов, выше 3000Гц имеет отношение к ассоциативным, мыслительным процессам.

Таким образом, подавая звуки на определённой частоте, появляется возможность стимулировать наиболее проблемные и необходимые зоны высшей нервной деятельности.

Еще находясь в утробе, ребенок слышит только высокие частоты (через околоплодную жидкость и костный путь). А когда он рождается, его ухо заново учится слушать, причем начиная уже с низких частот, и с каждым годом жизни диапазон увеличивается. Дети с нарушением сенсорной интеграции не слышат высокие частоты, поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не воспринимали прежде.